Самый
безобразный
человек в
мире.
Глеб
Павловский о
Православии
Роман
Вершилло
Глеб
Павловский -
руководитель
Фонда
эффективной
политики (ФЭП)
- известен
проведенной
им
информационной
кампанией 1999-2000
годов,
которая
завершилась
избранием
второго
Президента
России.
Область
интересов
Павловского
распространяется
на всю сферу
масс-медиа,
которая не
просто несет
в себе
сообщения о
событиях, а
является
символическим
рядом. По этим
знакам Г.
Павловский
читает как в
книге. И
обратно:
подавая
знаки, сам
руководитель
ФЭП, как он
это
представляет,
способен
управлять
современным
миром.
Понятно,
что такой
человек не
может
обойтись без
религии.
Павловский и
саму Церковь,
само
Православие
понимает как
знаковое
явление.
Разработки в
этой области
уже
публиковались
им и ранее,
например, в
журнале "Пушкин".
Вот и совсем
недавно
руководитель
Фонда
эффективной
политики
высказался о
Православии,
которое он
объявил "информационно-консервативной
(в хорошем
смысле слова)
структурой".
Просим
извинения у
читателя за
длинную
выдержку.
"В
последние
месяцы
развернулась
беспрецедентная
кампания
давления на
Православие,
суть которой -
игра на
раскол
православных
конфессий,
представление
Православия
как
ослабленной
и
распадающейся
мировой
религии на
фоне
победоносно
наступающего
католичества
и
протестантизма.
Вот, Папа
Римский
приезжает в
Украину - это
мировое
событие. В
этот момент
одновременно
в "Московском
комсомольце"
и в "Московских
новостях" - в
одной газете
появляется
материал
против
Патриарха, в
другой -
материал
против
митрополита
Кирилла. Так,
чтобы каждая
из групп
думала, что
это она
разместила
материал
против
другой.
Одновременно
все три
украинские
православные
церкви
начинают
ссорить
между собой, а
западные СМИ
подчеркивают,
"православие
расколото,
католический
мир един".
На месте
сектора
олигархических
СМИ
складывается
новый
механизм - "пул
подпевал", в
который
входят
издания
Березовского
и ряд
региональных
изданий,
специализирующихся
на "заказухе"
под видом "журналистских
расследований",
таких,
например, как
владимирская
газета "Призыв",
интернетские
"Грани" или
московская "Жизнь".
Из крупных
кампаний,
главные
сейчас три -
на раскол
Православия,
на
дискредитацию
наших
союзников,
прежде всего
Украины, и на
личную
дискредитацию
Путина.
Еще один
пример,
одновременно
с конфликтом
из-за
православной
семинарии в
Кицканах,
искусственно
политизированного
прессой
Молдовы и уже
разрешенного
сегодня
каноническим
путем, в адрес
православных
иерархов
были умело
вброшены
обвинения в "голубизне".
И день в день,
параллельно
кампании в
молдовской
прессе была
затеяна
кампания в
прессе
Владимира и
Суздаля, точь-в-точь
с теми же
самыми
обвинениями!
Газета "Призыв",
по мнению
владимирской
же прессы,
специализирующаяся
на заказных
публикациях,
развернула
кампанию по
дискредитации
Российской
Православной
(Автономной)
Церкви и ее
Митрополита
Валентина.
Разумеется,
единственная
задача -
приписать
эту кампанию
Русской
Православной
Церкви,
усугубив
существующий
раскол.
"Группа
журналистских
расследований",
на материалы
которой
ссылается
владимирский
"Призыв",
оказывается,
что забавно, и
в Молдове, и в
Приднестровье
источником
таких же
фальшивок о "голубизне"
иерархов
Молдовской
митрополии,
разумеется,
приписанных
в данном
случае "приднестровским
источникам".
Кстати, были
отмечены и
вовремя
пресечены
попытки
выйти с
аналогичной
мерзостью на
центральные
телеканалы.
Причем при
ближайшем
анализе было
выявлено, что
сами "обвинения"
слово в слово
переписаны с
сайта АПН,
принадлежащего
Березовскому.
Все эти
владимиро-суздальско-миланские
"расследовательские
гамбургеры - с
одной
антипутинской
фабрики.
Заглянем в
прокатолическую
"Ла
Вангардия": "...в
российском
православии,
традиционно
поддерживающем
тесные
отношения с
государством,
произошел
раскол ... на
Украине три
православные
церкви,
яростно
враждующие
друг с другом.
Подобная же
ситуация в
православной
церкви, не
имеющей
центральной
власти и
постоянно
подверженной
расколам."
То есть,
они, с одной
стороны,
провоцируют
углубление
раскола,
попеременно
обвиняя в нем
то одну, то
другую
церковь, и в
то же время
соблазняют
православных
России и
Украины на
вариант
некоего
цезаропапизма
-
восстановление
подгосударственной
централизации,
который
неминуемо
привел бы к
окончательному
крушению
Православия
и открыл бы
католичеству
свободу рук
на Востоке. И
тут же
Александр
Гордон
посвящает
многочасовую
передачу -
последнюю
перед тут же
объявленным
уходом на НТВ
- прямому
призыву к "расколу
Православия".
Но зачем он
нужен ему,
заявляющему
себя как
неверующего?
Секрет скрыт
в бюджетах
НТВ.
Цель
заключается
в том, чтобы
лишить
независимую
Россию ее
реальной
культурной и
традиционной
составляющей.
Если Россия
не
православная
страна, то она
и не
европейская
страна,
потому что
православие,
это и есть то,
что нас
связывает с
Европой.
Поэтому как
только
Россия
начинает
говорить о
своей
европейской
ориентации,
как только
Путин
заявляет
этот
приоритет - мы
движемся в
Европу - удар
наносится по
базе нашей
религиозной
традиции" [Глеб
Павловский: "Это
первый наш
год
независимости".
Страна.Ru, 20.07.2001].
Итак,
Глеб
Павловский
выступает
защитником
единства
Православия
и
разоблачает
международный
заговор
против
Валентина
Русанцова,
упоминаемого
в интервью
под именем "Митрополита
Российской
Православной
(Автономной)
Церкви".
Однако
Валентин
Русанцов был
в свое время
лишен
священного
сана и
Московской
Патриархией,
и Русской
Православной
Зарубежной
Церковью, и в
настоящее
время он
является
злостным
расколоучителем.
Поэтому в
словах Г.
Павловского
оказывается
несоответствие:
он выступает
против
раскола
Православия,
поддерживая
раскол. Это
несоответствие
является
неслучайным,
поскольку
служит
своего рода
топливом для
информационной
системы,
которую
строит
Павловский.
Он видит
в Валентине
неотъемлемую
часть России,
своего рода "пядь
родной земли",
за которую
готов
побороться с
Западом и
Березовским.
Ведь, с точки
зрения
Павловского,
Россия -
конгломерат
смыслов и
символов. Все
знаки - и
ложные и
истинные -
принадлежат
России.
Поэтому
наша родная
ложь - столь
же дорога
каждому из
нас, как и
истина. С
информационной
точки зрения,
расколы, и
истинная
Церковь
вместе с ними,
составляют
одно
пространство,
причем этому
пространству
соответствует
один знак, и
не более.
Православная
Церковь - одна,
вторая,
третья -
всегда
символизирует
собою
единство.
Таков факт
массового
сознания,
установленный
социологическими
исследованиями.
Вот этим
сознанием и
оперирует
Фонд
эффективной
политики.
Но и
далее, по
логике
Павловского,
родная ложь
нам должна
быть роднее,
чем истина,
поскольку
истина
принадлежит
всем народам
и всем
информационным
пространствам
безразлично.
Истина
Православия -
это подлинно
вселенская
истина. И
прежде всего
потому. что
она - истина, а
не ложь, и не
продукт
технологии
создания
символов.
Так же и
наша Церковь -
кафолическая,
всемирная и
все-временная.
Расколы же,
ереси, ложь и
глупость -
каждый раз
представляют
собой нечто
специфическое.
Церковь -
везде и
всегда та же
самая, а
старообрядческий
раскол - он
русский и в
Сибири, и в
Аргентине.
Таким
образом,
российские
беды и язвы -
для ФЭП -
роднее,
сильнее и
весомее, чем
общая всем
Истина.
Так
происходит
потому, что
истина есть
не просто
знак, но и
неотъемлемый
от знака
смысл. А
раскол и
ересь - это
только знаки,
они не
существуют
на самом деле,
а
приобретают
свое
значение от
сопоставления
с другими
знаками. Ложь
и раскол
борются
против
Церкви и
истины - это
их
единственное
значение. Они
способны
существовать
только в
информационном
пространстве,
внутри
которого
возникает
искусственная
гравитация,
поле судьбы.
В лице
руководителя
ФЭП мы имеем
дело с
мифотворцем,
который
оживает,
войдя внутрь
круга,
очерченного
для камлания.
Таким
вхождением в
магический
круг были
российские
выборы 1999-2000 гг.
Уже при
Ельцине было
очень
заметно, что
для него и его
окружения
Православие
есть нечто
хорошее,
полезное, что-то
такое, к чему
нужно
примкнуть. И в
то же время
все их дела и
преступления
показывали,
что они
признавали
Православие
не за истину,
а лишь за
полезную
ложь.
Кажется,
мы имеем дело
с возвратом
марксистского
образа
мыслей, когда
считалось,
что
эксплуататорские
классы
поддерживали
религию из-за
ее
способности
удерживать
народ в
повиновении.
Вот и
Павловский в
своем
интервью,
которые мы
цитировали,
выражает
желание
околдовывать
Россию - и чем
же! -
Православием.
Искусственная
гравитация
создается не
только в
Церкви. Она
была
использована
в прошлом
году для
решения
еврейских
проблем,
когда вместо
главного
раввина
Шаевича в
одночасье
был
поставлен
хасид Берл
Лазар.
То есть
для
политической
технологии
религиозные
проблемы не
имеют в себе
ничего
специфического.
Она все
переводит на
язык
информационной
алгебры, и по
единой схеме
решает любые
вопросы.
Почему,
скажем, во
главе
еврейства
был
поставлен
хасид? А
потому, что в
общедоступных
энциклопедиях
сказано: "Хасидизм
- самое живое
и
оригинальное
течение
иудаизма XVIII-XX веков". И
ведь при этом
хасидизм
имеет с
обычным
иудаизмом не
больше
общего, чем
молоканство
с
Православием.
В
политической
технологии
это
считается
несущественным.
Оценивается
"живость"
символа, его
способность
раздражать
общественное
сознание. В
этом
отношении
еретик и
раскольник -
более "живая"
и сильная
фигура, чем
церковный
иерарх.
Бывший
епископ
Валентин -
фигура того
же значения,
что
упомянутый
Лазар, и,
может быть,
нас ожидают
новые
перевороты.
Достаточно
Владимиру
Путину
приехать в
Суздаль и
зайти в
кафедральный
собор "Митрополита
Российской
Православной
(Автономной)
Церкви", и
знаки
мироздания
переменятся.
Побывал же, по
совету тех же
политтехнологов,
"православный"
Кучма на
папской
мессе.
Со всем
тем,
руководитель
ФЭП
приблизился
к истине на
опасное для
него
расстояние.
Если прежние
властители
умов - Маркс,
Ницше,
Бэрроуз -
стремились
как можно
далее
убежать от
Христианства,
то
Павловский
надеется
получить
энергию от
соприкосновения
- но не
согласия - с
истиной
Христианства.
И очень
понятно
почему. Бедна
наша Россия,
беден
окружающий
ее западный
мир, бедна
человечеством
наша элита.
ФЭП - это
фокус, в
котором
преломляется
информационный
поток, но
энергию он
черпает из
душ
человеческих.
На вере
человека в
истину
Павловский
хочет
утвердить
свою ложь.
О чем-то
похожем
говорится в
Апокалипсисе:
после
разрушения
царства лжи в
нем "найдена
кровь
пророков и
святых и всех
убитых на
земле" (Откр. 18:24).
В расчет
Глеба
Павловского
вкралась
ошибка. Она
очень
взрывоопасна,
поскольку
совсем рядом
с истиной -
как бы
вплетена в
нее.
Да,
действительно,
Православие,
Православная
Церковь есть
знак. Она
символична в
своем
существе. Но в
отличие от
знаков
преходящего
бытия,
Церковь
утверждена
не на себе
самой, а на
Истине,
сверхъестественной
и
неподвластной
человеческому
суду и
произволу.
Христианские
знаки есть
истина, на ней
они основаны.
И как
водруженный
в центре мира
Крест,
Церковь
возвещает
Спасение
верующим в
Истину, но и
Суд
отступающим
от Нее.
Странной
своей
чувствительностью
Павловский
ощущает "энергию"
этой истины и
надеется
использовать
ее.
Политтехнолог
- современный
колдун,
которому
дана власть
менять знаки:
плюс - на
минус, "истинно"
- на "ложно", и
наоборот. Эта
власть над
реальностью
бесконечна, и
она
бесполезна
для человека,
потому что
существует
вне
отношения к
человеческой
душе.
Эта
власть есть
знак
рокового
бессилия
человека
перед лицом
лжи.
Поэтому
для
православного
человека
Глеб
Павловский -
тоже своего
рода знак:
знак того,
насколько
обезображен
безбожием
современный
мир.